Есть ли у России будущее, мистер Прохоров?

Скандал разгорается ныне вокруг российского миллиардера Михаила Прохорова, печально знаменитого своими куршевельскими похождениями с «умными, красивыми и молодыми спутницами», пошлейшей вечеринкой на крейсере «Аврора» и настойчивым желанием ввести в России 60-часовой рабочий день.

На этот раз имя «Михаила Куршевельского» всплыло в связи с его «похождениями» в Нью-Джерси — американском штате, баскетбольную команду которого он приобрёл по случаю в прошлом году. Несколько отечественных СМИ, первым из которых отметился портал km.ru, пересказали историю, изложенную в американском бюллетене Education Tweak, согласно которой Михаил Прохоров «не исключает, что инвестирует свыше 200 миллионов долларов в реконструкцию школ» одного из беднейших городов Нью-Джерси, Ньюарка.

Со ссылкой на пресс-секретаря миллиардера, штатовское издание отмечает, что «проект будет носить благотворительный характер, на материальную отдачу российский предприниматель не рассчитывает». Education Tweak утверждает, что «в 2010 году бизнесмен стал владельцем баскетбольного клуба New Jersey Nets, кадры для которого он собирается искать в неблагополучных школах Ньюарка».

Напомним, что год назад эта покупка, вызвавшая шок у тех, кто полагал, что Россия ещё не окончательно оправилась от кризиса и деньги нужно экономить, подавалась Прохоровым как «новый импульс развития российского баскетбола» — и особенно «молодых талантов». Это следовало понимать так: новейшие технологии спортивного менеджмента, выуженные из недр американской лиги NBA, будучи перенесёнными на благодатную российскую землю, непременно повысят уровень отечественного школьного и студенческого баскетбола. Правда, зачем для этого нужно всё за те же магические двести миллионов баксов покупать целый клуб, оставалось неясным. Видимо, чтобы не мелочиться.

Миллиардер уже опроверг сообщения СМИ о своих предполагаемых инвестициях в будущее американских детей, назвав эту новость «полной чушью». Видимо, теперь уже никаких двухсотмиллионных вложений в маленького Джонни и милашку Джейн от Прохорова не дождёшься. Однако, руководствуясь известной пословицей про дым и огонь и памятуя о страсти предпринимателя к высокорослым афроамерикацам, мы всё же решили выразить собственное отношение к озвученным «планам» г-на Прохорова — так, как если бы они были реальностью. На всякий случай: ведь планы так часто меняются, верно? К тому же, настораживает нас то, что нигде, ни разу, ни полсловечка не слышали мы о намерениях г-на Прохорова вложить свои миллиарды, для разнообразия, в российские школы. Хотя бы в качестве газетной «утки».

Так вот, мы хотели бы предостеречь читателя: как только вам начнут вешать лапшу на уши про «убегающие в более благополучные места инвестиции», про «бизнес, которому всё равно, где зарабатывать» и про «деньги, которые делают деньги», смело плюйте мерзавцу в глаза. Потому что эти вот двести миллионов на ньюаркские школы из кармана российского олигарха — предположительные, конечно же, — это уже никакие не «инвестиции, которые завтра дадут прибыль». Это даже не откат за право обосноваться в Нью-Джерси…

Это идеология. Это очень чёткий месседж со стороны крупного частного капитала — «у России нет никакого будущего». Вплоть до того, что даже в школы никакого резона вкладываться нет. Даже начиная с детсада, уже «ничего не исправишь».

До сих пор нам объясняли, что все проблемы в России — из-за «поколения совков». Подразумевалось, что если «всё начать заново», с младенцев несмышлёных, «не подвластных грузу старых времён», то всё можно переделать. «Перезагрузить». Теперь выясняется — в нашем воображении, разумеется, — что «неблагополучные школы Ньюарка» (состав города: 41,46% афроамериканцев, 11,52% белых «не-испанцев») не чета неблагополучным школам, скажем, Тамбова, имеющего ту же численность населения, что и Ньюарк. Даже афроамериканцев можно спасти — а русских теперь, видимо, нужно только напалмом, только «сорока годами пустыни»…

В заключение мы решили сравнить школьные системы обоих городков.

Итак, Ньюарк. Население 277 тысяч человек. Школьный округ города (Newark Public Schools) относится к наихудшему классу «А» и включает в себя 74 школы, в которых учатся почти 40 000 учеников. Средняя ежемесячная зарплата учителя из Ньюарка равна $ 5750. $ 200 млн. прохоровской благотворительности — гипотетической, безусловно, — означают, что на каждого ученика из этих школ придется по $ 5000, а на каждую школу — по $ 2,7 млн. безвозмездных вложений.

Тамбов. Население 277 тысяч человек. Количество дневных общеобразовательных учреждений — 37; их посещают 23 500 учеников. Стоимость содержания одного ученика тамбовской общеобразовательной школы составила (здесь и далее — в 2009 году: более поздних данных не существует) 18.000 рублей (ок. $ 600). Общие расходы на всю муниципальную систему образования Тамбова (95 учреждений, включая детсады; сумма включает оплату труда учителей, коммунальные услуги, аренду и проч.), равнялись в позапрошлом году 1020531,1 тыс. рублям ($ 34 млн.). Ну а средняя зарплата тамбовских учителей в 2009 году достигла аж 8432,9 руб. ($ 280).

И ещё немного цифр — увы, за 2009 год, но вряд ли они с тех пор изменились кардинально. Число компьютеров на 1000 учащихся в Тамбове — 66,8 штук. Количество интерактивных досок в 2009 году на все тамбовские школы — 36 штук. Количество школьных компьютеров, подключённых к Интернету, использующихся в образовательных целях, — 756 на весь город. Число обучающихся на один современный компьютер, использующийся в образовательном процессе — 22 чел.

Обеспечены бассейнами 7,1% тамбовских школ. Распределение учащихся по группам здоровья: I группа (полностью здоровые дети) — 3,06%, II группа — 74,64%, III группа — 21,76%. Число детей-инвалидов в тамбовских школах — 289 чел. Из 80% учеников, охваченных горячим питанием, три четверти питаются за родительскую плату.

Резюмируя, вздохнём облегчённо: слава Богу, что Прохоров не будет вкладывать 0,2 миллиарда баксов в штатовские школы. Нам не денег жалко — нам жалко Прохорова. Потому что, право слово, очень сложно представить себе, что сотворили бы в гневе граждане России, если им досконально, на пальцах, разъяснить приведённые нами цифры. Не спасут ни «Ё-мобиль», ни рослый афроамериканец.