Каждый сам может подсчитать, сколько времени, денег, сил и самого себя он расходует на то, чтобы потакать своим зависимостям, вместо того, чтобы потратить все это на своих родных и близких.

Если вспомнить не только алкоголь, сигареты, наркотики, но и вещи, и лекарства, без которых можно было бы обойтись, телепередачи и рекламные ролики, которые можно было бы не смотреть, Интернет и видеоигры, в которых можно было бы не «зависать», и тому подобное — нетрудно осознать, что деятельность по поддержанию и усилению зависимостей становится все более значимым сегментом экономики.

Кто-то станет утверждать, что время, когда этот сегмент станет довлеющим надо всей нашей жизнью, наступит еще нескоро. Но не исключено, что прав кто-то другой — это время наступило вчера. Телемания сохраняет позиции «Согласно данным исследования ceetv.net, обнародованным на каннском телерынке MIPTV, более трети из 410 международных телеформатов, адаптированных в 2010 году в европейских странах, пришлось на три страны — Россию, Украину и Грецию. При этом Украина стала абсолютным лидером восточноевропейского региона, удвоив в 2010-м количество запущенных форматных телешоу по сравнению с показателями 2009-го. В прошлом году в эфире появилось 25 новых телешоу, созданных по зарубежным форматам», — рассказала «Комментариям» директор медиаконсалтинговой компании Media Resources Management Виктория Ярмощук. Впрочем, украинцы смотрят телевизор не только ради развлечения. По данным опросов Института Горшенина, для 85,4% граждан Украины телевидение остается главным источником информации об общественно-политической жизни страны. Украине грозит эпидемия виртуальной социомании Согласно опубликованному в конце мая исследованию медиаагентства Universal McCann, по популярности виртуальных сообществ среди Интернет-пользователей Украина занимает пятое место в мире, уступая лишь Филиппинам, Чили, Эквадору и ЮАР: более 80% активных отечественных юзеров Всемирной паутины (примерно 10 млн человек) регулярно «подвисают» в социальных сетях. В странах ЕС уровень вовлеченности пользователей в соцсети ниже (35-55%). По оценкам специалистов, в будущем степень погружения украинцев в соцсети будет увеличиваться. Но определить, сколько сегодня в Украине насчитывается виртуальных социоманов, трудно. «Главная опасность в зависимости от соцсетей — ее завуалированность на начальных стадиях. Родственникам кажется, что если видимого ущерба, подобно алкогольной или наркозависимости, она не приносит, то все пройдет само собой», — рассказывает директор центра психологической помощи «Выход есть!» психолог-аддиктолог Руслан Ильченко. По мнению психологов, главный источник непреодолимой прелести пребывания в киберсоциуме — социальная стимуляция со стороны незнакомых людей, которые проявляют интерес к персональной страничке юзера, тем самым резко повышают самооценку пользователя. Кроме этого, в соцсетях есть возможность реализовать тягу к насыщенной событиями жизни. Психологи скептически оценивают шансы справиться с сетеголизмом собственными силами.

«Человек просто поменяет одну зависимость на другую», — уверен Руслан Ильченко. На картошку Каждый год с весны до осени старшие поколения украинцев сражаются за картошку на дачных участках, не задумываясь, окупают ли трудозатраты урожай. За последние двадцать лет Украина потеряла организованное (промышленное) выращивание картофеля. Так, если в 1990-м на личных участках выращивалось до 60% продукта, то теперь свыше 97%. Для большинства сельских домохозяйств, зарабатывающих продажей продуктов, картофель является основной культурой — он не требователен к хранению и им можно торговать в течение всего года. К тому же цены на картошку зимой вполне могут спровоцировать новый картофельный бум — желающих сажать и собирать, а не покупать по 8 грн/кг, может прибавиться. Образец для неподражания Украина опередила Россию в борьбе за право служить эталоном страны, где пьют много и неправильно. В 12 странах из 188 Всемирная организация здравоохранения выявила потребление алкоголя (в пересчете на чистый спирт) в объемах свыше 15 л в год на душу населения в возрасте от 15 лет и старше (15 л чистого спирта в год — это приблизительно 100 г водки в день). Украина в этом списке на пятом месте (15,6 л), уступив только Молдавии (18,22) Чехии (16,45), Венгрии (16,27) и России (15,76 л). Но сам по себе уровень потребления не отображает распространенность сильной зависимости. В качестве индикатора можно использовать долю мужчин и женщин, которые в течение недели прибегают к ТЭП — тяжелому эпизодическому питию. Так по терминологии ВОЗ называется одноразовый прием 60 или более граммов чистого алкоголя (приблизительно 150 или более граммов водки). Украинцы по этому показателю занимают третье место в Европе: каждую неделю 11,1% населения страны в возрасте от 15 лет и старше осуществляют ТЭП. Больше «тэпают» только ирландцы (28,7) и чехи (17,4%). Мода на курение набирает обороты Ни рост акцизов, ни отсутствие рекламы не влияет на число активных курильщиков в Украине. Сокращаются лишь объемы легально произведенных табачных изделий. По информации Минздрава, за 2005-2010 годы распространенность курения в Украине среди населения старше 16 лет уменьшилась на 13% — до 29%. Но, по словам руководителя отдела маркетинговых исследований Imperial Tabacco в Украине Ольги Резницкой, порядка 33% взрослого населения Украины курит регулярно, от шести сигарет в день. По данным Euromonitor, всего в трех странах Европы курильщиков больше, чем в Украине (около 42% с учетом потребления контрабанды). Наиболее распространена эта привычка в Австрии и Бельгии (свыше 50%), далее идет Греция (43%). Мода на курение в странах бывшего СРСР только достигает своего пика. Продажи сигарет так называемых молодежных форматов за последние два года выросли в четыре раза. Пять процентов украинцев ежегодно употребляют наркотики Самыми опасными наркотиками считаются героин и прочие опиаты; Украина по годовой распространенности злоупотребления ими занимает восьмое место в мире и третье — в Европе — 1,16%, или более 370 тыс. человек. Уровень большинства европейских стран ниже украинского в два-шесть раз. Самый высокий уровень годовой распространенности злоупотребления в Украине имеет каннабис (психотропная конопля и производимые из нее марихуана и гашиш) — 2,5% (свыше 800 тыс. чел.). Согласно статистике Управления ООН по наркотикам и преступности, в год в Украине лечится от наркомании более 40 тыс. человек, и у всех у них зависимость именно от опиатов. Как отмечается в отчете управления, введение опиатов посредством инъекций становится причиной почти 60-70% случаев ВИЧ-инфицирования в Украине, а коэффициент распространенности ВИЧ среди лиц, употребляющих наркотики путем инъекций, один из самых высоких в мире — 41,8%. Наркомания приходит в Украину вместе с героином, поступающим из Азии через Россию. Страсть к пилюлям Безрецептурная продажа лекарств в Украине привела к тому, что большинство украинцев предпочитают заниматься самолечением. По информации Госслужбы лекарственных средств, в прошлом году продажи лекарственных препаратов в Украине увеличились в натуральном выражении на 8,8%, до 1,19 млрд упаковок, и на 19,8% в денежном — до 20 млрд грн. Однако несмотря на то, что с каждым годом украинцы съедают все больше и больше лекарств, здоровее они не становятся, а продолжительность жизни не увеличивается. По мнению аналитика консалтинговой компании «МедТех» Евгении Голованской, зависимость украинцев от лекарственных препаратов стала бичом современной отечественной медицины — порядка четверти граждан безосновательно злоупотребляют таблетками, пилюлями или каплями. Лекарства вошли в жизнь здоровых людей прочнее чем чай или кофе. Шопомания — могильщик общества потребления Как показало исследование MMI Ukraine`2011/1, проведенное компанией TNS в Украине, женщины гораздо более склонны прибегать к шоппингу как в средству аутопсихотерапии и что эта склонность растет при переходе от старших поколений к молодым, причем растет не только среди женщин, но и среди мужчин. Можно предположить, что у нынешней молодежи, когда она повзрослеет, уровень шопомании снизится. Но поверить в это не дают два обстоятельства. Во-первых, характер шопомании как приверженности найденному способу достижения психологического комфорта: такого рода зависимости с возрастом не проходят, а наоборот, склонны усиливаться. Во-вторых, превращение шоппинга из средства достижения цели (приобретения необходимого товара) в самодостаточную цель (покупка ради покупки) соответствует самой сути происходящих в мире общественных метаморфоз. Если общество XIX века было обществом накопления материальных ценностей, а общество ХХ века — обществом потребления, то в обществе ХХІ века все явственней просматриваются черты общества приобретения, для которого процесс поиска и покупки товара имеет большую значимость по сравнению как с обладанием, так и использованием купленного. Жертвы рекламных пауз В США и Европе зависимость от рекламы давно уже стала предметом социально-психологических исследований, которые выдели две ее разновидности: относительную зависимость, проявляющуюся только при выборе товара, и зависимость абсолютную, когда реклама вызывает интерес сама по себе безотносительно к рекламируемому. По результатам исследования MMI Ukraine`2011/1, проведенного компанией TNS, согласие с утверждением «В большинстве случаев я покупаю только те продукты, рекламу которых видел или слышал» высказали 35,4% респондентов, в том числе полное согласие — 9,3%. Больше всего согласных оказалось в поколении 16-24-летних (41,7% среди мужчин и 44,1% среди женщин). Но и в более старших возрастных категориях 25-44 и 45-65 лет доля согласных как среди женщин, так и среди мужчин оказалась весьма высокой — в пределах 32,7-35,2%. Что же касается отношения к рекламе как таковой, то на прямой вопрос об этом 35,3% респондентов ответили: «Не нравится», 38% заявили, что относятся равнодушно, а 18% сказали: «Нравится» (остальные затруднились с ответом). А положительное эмоциональное отношение к рекламе побуждает желать ее видеть и даже искать ее. К тому же, симбиоз рекламомании и шопомании способствует усилению обеих этих зависимостей. Мобильный наркотик Мобильная связь за десять лет стала самой вредной привычкой человечества. Стоимость самого первого аппарата — кирпичеобразной Motorola — на момент запуска первой мобильной сети UMC в 1993 году составляла $2875. Кроме этого за подключение к сети абоненту приходилось платить $850. Абонплата составляла $80, звонки по стране — от 40 до 80 центов. Но все резко изменилось в 2000-х. В начале первого десятилетия телефонные трубки стали удобными устройствами с маленькими черно-белыми экранами, стоящими около $100. Компании начали приманивать украинцев бесплатными звонками внутри сети. Это наглядно иллюстрирует статистика звонков МТС: в 2007 году один ее абонент выговаривал в среднем 150 минут в месяц, а в 2010-м — целых 500. Платить за связь люди стали тоже существенно меньше. Если в 2003-2004 годах среднемесячный показатель дохода с одного абонента был около $15, то сейчас составляет всего $5. Если учесть, что абоненты мобильных операторов, согласно данным iKS Consulting, на конец марта используют 53,6 млн. сим-карт и каждый из них выговаривает хотя бы по 300 минут в месяц, выходит, что за год все украинцы в общей сложности «сидят на трубке» почти 193 млн. минут, пишут Комментарии.