Особенно горько писать об этом сегодня. Когда Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир отошёл к Богу, а Святейший Патриарх Кирилл, под чьим омофором пребывает УПЦ, молится о его упокоении. Однако писать необходимо.

За несколько дней до печального события секретарь Блаженнейшего Владимира владыка Александр (Драбинко) совершенно всерьёз объявил с телеэкрана, что в болезни митрополита Владимира виноват… патриарх Кирилл. Якобы «довёл». Примерно в то же время человек, отлучённый от Церкви и провозгласивший себя «патриархом киевским Филаретом», откровенно угрожал Святейшему Кириллу и обещал силами своих приспешников устроить «тёплый приём», если патриарх Кирилл посмеет прибыть в столицу Украины. Заметим, приезжать к своей пастве Святейший Кирилл имеет законное право, но приезд в этом году не планировался, а лжепатриарх лгал ради провокации. И наконец, некто Владимир Юшкевич, директор департамента по делам религий и национальностей украинского Минкульта, видимо, также для подогрева антимосковских настроений заявил, что приезд Святейшего «может породить волну межконфессионального противостояния».

Что ж, грустно и характерно. В одной компании врагов Патриарха Московского и Всея Руси оказались: епископ его церкви, раскольник и представитель государства. И всех объединяет одно – ненависть, ложь, клевета.

Почему же личность патриарха Кирилла вызывает столько злобы? Почему его служение неизменно проходит среди шельмования и поношений? И кому так мешает Патриарх Московский и всея Руси?

Кампания травли патриарха Русской церкви Святейшего Кирилла отличается разнообразием участников. Есть общемировые, российские и чисто украинские хулители. Мотивы, как в криминалистике, определяются по принципу: чем и кому мешает.

Личность патриарха Русской церкви значительна и символична. За ней – тысячелетняя история народа, крещённого в Днепровской купели, его мировоззрение, вера, способ жизни. За ней – та цивилизация, которая сто лет назад в результате политической катастрофы была почти утрачена, а сегодня вновь являет себя миру. И это явление для многих невыносимо.

Патриарх Кирилл и РПЦ призывают мир, своих чад и всех граждан жить в согласии с Евангелием. Предлагают России, Украине, миру вернуться к утраченным базовым принципам жизни, в основе которых не поиск наживы и «европейских ценностей», но христианская вера, жажда спасения и вечной жизни с Богом.

В связи с этим в первых рядах «заказчиков и тружеников чёрного пиара» патриарха Кирилла мы закономерно обнаруживаем всех сторонников западной антиправославной цивилизации. Всех, кому Бог не нужен, а Русь Христианская чужда и опасна:

– западная политическая элита, желающая сохранить мировую гегемонию;

– коррумпированные чиновники (западные и отечественные);

– владельцы финансовых корпораций, предприниматели-«прагматики»;

– либералы-ненавистники собственной страны;

– извращенцы всех мастей и оттенков;

– просто озлобленные безбожники, чья затемнённая душа не выносит ничего святого.

Их усилиями и на их деньги обливается грязью Русская Православная Церковь и её патриарх.

Украина, имея в наличии все категории подобных «критиков», обладает и своими особенностями шельмования.

Запугивание «русским и русскими», к сожалению, стало в Киеве важной частью государственной идеологии. Поэтому из патриарха Кирилла силами управляемых СМИ пытаются сделать символ «ужасной Российской империи» и, дескать, возможного её насильственного восстановления. Причём одним из инструментов этого «преступного замысла» объявляется идея Русского мира, выдвинутая Святейшим Кириллом.

Но, обосновывая идею Русского мира, патриарх Кирилл никогда не отрицал существования политически независимых государств на землях Украины, Белоруссии, Российской Федерации.

Церковь живёт иным и для другого. Для патриарха Кирилла важно, чтобы народ, живущий хоть в одном, хоть в нескольких государствах, но являющийся его паствой, не погиб духовно и физически. А говоря о Русском мире, патриарх лишь призывает сохранять верность тем принципами и вере, на которых была основана цивилизация, рождённая в Крещении Святого Владимира. Так как на этой основе только и возможно построить разумную, подлинно человеческую жизнь.

Но сегодня у нас, в Киеве, напоминание об общей истории, вере, культуре считается чуть не предательством по отношению к «украинскому» государству. Политический заказ требует утверждать разъединение, инаковость народов и взглядов. И потому патриарх Кирилл, как живое напоминание о единстве духовном, становится объектом травли.

Подчас, сами того не зная, оскорбляющие и унижающие патриарха включаются в глобальную войну, которую Запад ведёт не только против России, но и всей Православной цивилизации, символом которой является Святейший Кирилл. В этой войне Украине пытаются отвести роль антирусского и антиправославного тарана.

И, следовательно, травля Патриарха Московского и всея Руси есть удар. Тут имеет место даже двойной заказ: со стороны мировой финансовой элиты, для которой Евангелие есть подрыв основ созданной ими «цивилизации потребления», и со стороны элиты местной, киевской, боящейся российской конкуренции и желающей самостоятельно грабить народ Украины.

Жаль, что в этих отнюдь не духовных делах, в оскорблениях своего патриарха принимает участие и некоторая часть священства Украины. Кто по неведению, кто от гордыни, а кто и за вознаграждение, получаемое в одной кассе с медиахулителями. Как уже писалось не раз – участие священства в политических играх есть результат духовных подмен и проникновения в церковь внешнего, мирского, безбожного.

Скажут: что же, у вашего патриарха нет недостатков? Разумеется, как у всякого человека, как у всякого наследника падшего Адама, есть.

Но повторимся: священнослужитель канонической церкви получает от Бога особый дар – благодать. И не ради его личных добродетелей, а ради этой благодати, ради молитвы носителя благодати Бог прощает нас в таинстве исповеди, венчает в браке и крестит, принимая в Свою Церковь. Если патриарх поставлен законно, Бог принимает его молитву о народе и государстве. Благодать же патриарха, как и роль, как и ответственность, – огромны. Потому и ненавидят его больше, больше остальных православных христиан. И потому так тяжело и даже мучительно бывает его служение.

Вспоминается, однажды митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) высказал интересное суждение. В разгар очередной антицерковной кампании, когда имя патриарха обливалось грязью с особым остервенением, владыка заметил, что, по его мнению, Святейший Кирилл уже не один десяток лет сознательно не отвечает хулителям, желая отвести от Церкви как можно больше обвинений и стараясь взять огонь на себя. Дескать, у вас есть я, грешный, всё сваливайте на меня, а Церковь оставьте в покое.

Но, собственно, почему мы должны только оправдывать и оправдываться? Почему бы не вспомнить о сильных, уникальных сторонах личности нашего патриарха? Таких, которые для всякого непредвзятого человека совершенно очевидны.

За пять лет своего служения патриарх Кирилл стал для всего мира лицом крупнейшей на земле Русской поместной церкви. Патриарх неизменно и авторитетно выступает представителем не только церкви, но и всего народа перед государственной властью. Он и возглавляемая им церковь являются объединяющей силой общества. Он и Русская Православная Церковь последовательно выступают за сохранение в народе веры, образа Божьего в человеке, против любых попыток расчеловечевания.

Патриахом начата серьёзная организационная реформа РПЦ. Он постоянно призывает общество к историческому взгляду на свою страну, к пониманию ответственности перед прошлым и будущим.

Он – блестящий проповедник. Его служение отличается особым вниманием к миссионерской работе. Когда в начале февраля отмечалось пятилетие предстояния, стало известно: за 1825 дней патриарх Кирилл совершил 1132 богослужения и 124 поездки в епархии по всей планете. И цифры тут не для отчётности. В этом стремлении быть постоянно со своим народом, служить вместе с ним в надежде, что их общая молитва будет услышана Богом, есть, быть может, главная черта патриаршего служения Святейшего Кирилла.

В последние годы автору этих строк приходилось бывать в Киево-Печерской лавре, когда на площади перед Успенским собором служил патриарх. И поверьте, когда, проповедуя Евангелие, звучал его мощный голос, когда вокруг молились тысячи киевлян, блестели золотом купола, птицы летели к высокому небу и пел хор, каким же ничтожным казалось всё подлое хуление церкви и патриарха! В эти минуты ясно чувствовалось: вот народ во главе со своим Первоиерархом. Этот народ не вчера появился на свет, но тысячу лет ходит перед Богом и, несмотря на любые тяготы и бесовскую злобу врагов, ещё долго будет ходить перед Ним и славить Его.

Понимаю, слова рядового верующего вряд ли способны защитить патриарха, окормляющего чад во всех концах Земли. Особенно защитить перед лицом лгущих сознательно. Понимаю и то, что есть люди на Украине, молящиеся за Предстоятеля лучше и достойнее меня. Однако мне хочется присоединиться к ним и вместе с ними произнести слова, которые, по собственному признанию Святейшего, всегда глубоко волнуют его, когда он служит среди украинских верующих. Вот эти слова: «Наш Патриарх – Кирилл!»

Ян ТАКСЮР