Вчера в Брюсселе на повестке дня стоял вопрос новых санкций против России. Обсуждение так называемого секторального пакета стран Евросоюза до последнего откладывали, несмотря на давление США. Последней каплей стала катастрофа малайзийского боинга под Донецком и поднявшаяся в этой связи волна антироссийской истерии. До сих пор эксперты, изучающие записи «черных ящиков» и все обстоятельства трагедии, воздерживаются от комментариев. Что не мешает западным спецслужбам и политиканам заранее назначить Россию виновницей всего и вся. При этом громкие обвинения назавтра или не подтверждаются, или вообще опровергаются теми, кто их выдвинул.

Накануне власти США анонсировали брифинг, где собирались представить доказательства того, что именно ополченцы сбили лайнер ракетой «земля — воздух». Но в итоге выяснилось, что таких доказательств не существует. «Самое правдоподобное объяснение, — сообщил представитель разведслужб, — что это была ошибка и ракета была запущена плохо обученным экипажем».

После такого откровения невольно вспоминается катастрофа, которая случилась при очень схожих обстоятельствах 4 октября 2001 года. Тогда выпущенная в ходе учебных стрельб ракета С-200 уничтожила выполнявший рейс Тель-Авив — Новосибирск Ту-154 авиакомпании «Сибирь», похоронив на дне Черного моря 78 человек: 21 россиянина и 53 граждан Израиля. По свежим следам виновника нашли сразу, но не в России, а на Украине.

Российское правительство тогда только формировало комиссию по расследованию ЧП, а телекомпания CBS со ссылкой на администрацию США сообщила, что «тушка» сбита ракетой класса «земля — воздух», выпущенной с территории Крымского полуострова. Ее проследили по дымному следу спутники-шпионы, не говоря уже о средствах электронного наблюдения, которые также зафиксировали траекторию полета ракеты. Похоже, что и сегодня на руках у тех, кто точно знает имя виновника малайзийской трагедии, есть подкрепленные средствами технического контроля аргументы. Но их по какой-то причине не оглашают (не та правда, на которую рассчитывали?). Вместо этого из Вашингтона, Киева и Лондона несутся эмоции, приправленные ненавистью к России.

Впрочем, Киеву не привыкать нагло врать и запираться даже тогда, когда все было предельно ясно. Ложь продолжается 11 лет после той трагедии над Черным морем. Сразу после гибели Ту-154 тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук напрочь отверг версию, что российский самолет был сбит украинской ракетой.

Более того, он официально заявил, что войска ПВО Украины, хотя и планировали проведение учений в этот день, их так и не начали. Генералу поначалу поверили и в Кремле, согласившись, правда, только с тем, что тактико-технические данные вооружения, используемого в ходе проводимых тогда украинских учений, не позволяют достать высоту, на которой находился наш Ту-154. Зато американские эксперты, которые сейчас помалкивают, сразу предъявили реальные доказательства. Как оказалось, 4 октября Военно-морской флот Украины на полигоне мыса Опук действительно проводил учения, в ходе которых по беспилотному самолету-разведчику Ту-143 (мишень «Рейс») были выпущены 23 ракеты…

Странным образом повел себя и тогдашний президент Украины Леонид Кучма. На четвертый день после катастрофы он заявил, что попадание украинской ракеты в Ту-154 «практически невозможно, хотя теоретически возможно все». А еще через два дня разразился диковатыми рассуждениями о воле случая: «Посмотрите вокруг, в мире, в Европе — мы не первые и не последние. Есть трагедии и большего масштаба». Это буквально взорвало мировое сообщество. Последовала гневная реакция пресс-секретаря израильского премьера Ариэля Шарона: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибли 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия».

Тщательное расследование катастрофы специалистами Межгосударственного авиационного комитета продолжалось три года. Выводы были такими: самолет Ту-154 был сбит «боевой частью 5Б14Ш ракеты 5В28 зенитного комплекса С-200В». По результатам математического моделирования МАК установил, что ракета была запущена из района Феодосии (Крым): «В 9 ч 41 мин. 20 с был произведен запуск ракеты, контроль над полетом которой был утрачен. Полное соответствие всех имеющихся фактов и результатов дополнительных исследований позволяет сделать вывод, что произошло поражение самолета Ту-154 именно этой ракетой».

Тогда с Украиной у нас были еще теплые отношения, позволявшие соседям сохранить лицо и, согласившись с выводами МАК, хотя бы в качестве жеста доброй воли постараться загладить трагический прокол. Но в Киеве пошли другим путем. Украина в период с 2004 по 2005 год выплатила семьям погибших по 200 тысяч долларов компенсации, но формально так и не признала своей вины. Несколько израильских семей отказались от выплаты, подав дополнительные иски, которые были отклонены в 2007 году. Основания: выводы МАК противоречат материалам следствия, проведенного специалистами Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз, которые пришли к выводу, что ракета ПВО Украины никак не могла уничтожить Ту-154. Отклонен и иск авиакомпании «Сибирь» в Хозяйственный суд Киева против Минобороны и Гос-казначейства Украины на общую сумму 15,32 млн долларов. Туда входят стоимость уничтоженного самолета (6,37 млн) и прочие расходы, связанные с катастрофой и ее расследованием. Рассчитывать на выплату этих долгов Украиной наивно, особенно сейчас, когда бюджет страны и без того расползается по всем швам.

Характерно, что западные наставники нынешней украинской власти стараются сегодня не проводить напрашивающихся параллелей и не вспоминают о той трагедии. Но все же любопытно, как они будут строить свои выводы, ведь что ни говори, а катастрофа малайзийского боинга произошла в небе над страной, продолжающей утверждать, что она единое и неделимое целое, а все происходящее на юго-востоке — не более чем временные недоразумения.

На фоне громких заявлений и обещаний еще больше ужесточить санкции против России стоит отметить взвешенную позицию государств, наиболее пострадавших в катастрофе. В правительстве Малайзии вчера заявили, что «основой для любых действий, предпринятых нами, будут не-опровержимые доказательства; таким образом, нашим главным приоритетом является обеспечение тщательного расследования и сбор всех имеющихся данных». Такого же принципа намерены придерживаться в Нидерландах, где пообещали дождаться результатов объективного и беспристрастного расследования. Что ж, будем и мы надеяться на объективные и неопровержимые доказательства.

Бортовые самописцы малайзийского лайнера доставлены в Англию под наблюдением специалистов Международной организации гражданской авиации (ICAO). В протоколе записано, что «объекты предъявлялись украинской стороне, но она их не касалась, и ни одной минуты под контролем украинской стороны эти предметы не находились». Расшифровкой самописцев «черного ящика» уже занимаются эксперты в Фарнборо, а основное расследование катастрофы будет проходить на территории Нидерландов.

P.S. Как нам стало известно, в группу экспертов с российской стороны вошел заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Сергей Зайко. Коллеги характеризуют его как высокопрофессионального специалиста в сфере расследования летных происшествий, пользующегося большим авторитетом у международного авиационного сообщества.

Петр Дейнекин, бывший главком ВВС

— Версия о том, что малайзийский боинг атаковал якобы сопровождавший его Су-25, несостоятельна. Пассажирский лайнер атаковали с земли ракетой «земля — воздух». Ополченцы это сделать не могли, поскольку не имеют ни подходящего вооружения, ни соответствующих навыков. Поэтому мое мнение совершенно однозначное: боинг сбили украинские военные. А сделали они это сознательно или по ошибке — пусть разбираются следователи.

Михаил Делягин, директор Института глобализации

— На западе СМИ предпочитают вспоминать о событиях 1983 года, когда советскими ВВС был сбит южнокорейский боинг, залетевший на нашу территорию. Подобные параллели явно усиливают впечатление, произведенное на и без того шокированную западную публику. И почти никто не вспоминает, что украинская армия уже сбивала гражданский лайнер. В этот раз специалисты тоже не сбрасывают со счетов версию о случайном поражении боинга. Но если так, то на один из вопросов, заданных Украине российскими военными, — чему их научила катастрофа над Черным морем — ответ ясен: научила не признавать вину. По уровню цинизма нынешние власти страны вообще оставили далеко позади тогдашнего президента Кучму, который после гибели самолета отметился издевательским заявлением.