Известная марка стирального порошка использовала для своей рекламы символ, связанный с нацисткой символикой.

Крупная рекламная акция, запланированная в Германии американской компанией Procter and Gamble, закончилась, даже толком ещё не начавшись. В преддверии Чемпионата мира по футболу в Бразилии производители стирального порошка Ariel решили порадовать покупателей, разместив на своём товаре футболку с цифрой «88». Эта цифра более мелким шрифтом объяснялась так: «За 83 стирки вы платите, а ещё пять – бесплатны». Однако данная цифровая комбинация традиционно используется немецкими ультраправыми для обозначения нацистского режима. Дело в том, что восьмой буквой немецкого алфавита является буква «Н», а в «двойном варианте» это считается тайным гитлеровским приветствием. Понятно, что такая демонстрация символов Третьего рейха, широко распространённых у неонацистов современной Германии, вызвала шквал критики в немецком обществе. Добавила масла в огонь и надпись на верхней стороне картонной коробки порошка, звучащая как «новая концентрация», что сразу же вызывает в Германии ассоциации с нацистскими «лагерями смерти».

В компании Procter & Gamble уже признали, что выбрали неоднозначный символ для рекламы «абсолютно случайно и ненамеренно». «Мы очень сожалеем, если возникли неверные ассоциации и чётко дистанцируемся от ультраправой идеологии», – заявила представитель компании Габи Хассиг (Gabi Hassig), сославшись на ошибку привлечённой концерном маркетинговой фирмы. При этом было особо отмечено, что компания также приостановила выпуск порошка и жидкого моющего средства, на маркировке которого присутствует цифра «18», что у неонацистов считается обозначением имени и фамилии диктатора Третьего рейха.

Это второй случай в Германии за минувший месяц, когда в продажу поступает товар, имеющий отношение к находящейся под законодательным запретом нацисткой атрибутике. Месяц назад небольшая торговая сеть Zurbrueggen по ошибке начала продавать сувенирные чашки китайского производства с изображением нацистского диктатора. Страшно перепуганный владелец торговой сети тогда принёс покупателям глубокие извинения, заявив, что это было «глупое стечение неудачных обстоятельств».

Надо сказать, что немецкие власти вообще очень внимательно следят за тем, чтобы даже на автомобильных номерах не присутствовали буквы, которые могут так или иначе вызвать ассоциации с нацисткой символикой. Исключение здесь сделано только для машин, зарегистрированных в ганзейском городе Гамбург, которые традиционно имеют в начале номера буквы «НН». А вот сочетаний вроде KZ (сокращение для слова «концлагерь»), SS или SA в немецких автомобильных номерах для обозначения «места прописки» транспортного средства найти невозможно.

Конечно, цифра «88» на футбольных майках в ФРГ официально не запрещена, но немецкие спортсмены всё равно боятся её как огня. Интересно, в своё время этот номер выбрал для себя «по незнанию» легендарный итальянский вратарь Джанлуиджи Буффон (Gianluigi Buffon), четыре раза признававшийся лучшим вратарём мира. Когда же ему указали на «ошибку», он официально извинился, признав, что не знал «политического значения данного символа».