В минувшую субботу молодые люди пришли на площадь Суворова протестовать. Это было символично, что собирались на площади великого русского полководца, одержавшего бесчисленное количество побед за Россию. Люди шли на площадь со станции метро «Достоевская», где установлен бюст великому русскому писателю, описавшему жизнь униженных и угнетенных, призывавших тем самым к борьбе за справедливость. Шедшие на площадь, может быть, не сознавали этого, но продолжали дело своих великих предков.

Я спросил девушку с ребенком на руках, прикрывавшую зонтиком свое чадо, почему она пришла сюда, несмотря на ненастную погоду. И она ответила: «Нельзя больше терпеть произвол властей. Разрушают всё, что могут. Мне не с кем оставить ребенка дома, и я пришла с ним, потому что думаю о его будущем».

Выступали физики-ядерщики, химики-теоретики, математики и философы, филологи и историки, преподаватели школ и вузов, молодые и уже начинающие седеть. У всех был один главный мотив – реформа школьного образования привела к деградации учащихся, которые не знают теперь ни истории своей страны, ни географии, ни ее культурного наследия. Реформа высшего образования, его коммерциализация привела к созданию огромного количества неэффективных вузов и выпуску неграмотных специалистов, фактически покупающих дипломы за деньги, не получая знаний. Теперь добрались до науки, что может привести к окончательному разрушению страны, которая, как писал Ломоносов, «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рожать». Молодых ученых беспокоит, что принятие в третьем чтении закона о реформе Академии наук, перевод академической науки на коммерческую основу не позволит рожать в России Платонов и Невтонов, начнется новая волна оттока умов за границу.

А в чем, собственно говоря, заключается реформа? Объединяют РАН с РАСХН и РАМН, отбирая у них хозяйственные функции, сокращая уже в этом году 40 НИИ, а численность сотрудников со 112 тысяч до 90 тысяч, 50 НИИ будут «объединяться с себе подобными». Так для чего огород городили?

В 1929 году была создана Всесоюзная сельскохозяйственная академия наук имени Ленина (ВАСХНИЛ), возглавленная создателем целой сети опытных селекционных станций, на которых изучались и испытывались разные формы полезных растений в различных почвенно-климатических условиях страны, известным во всем мире ученым и путешественником Николаем Ивановичем Вавиловым.

Не с бухты-барахты создавалась эта академия. Ее основными задачами были развитие теоретических исследований по ведущим направлениям сельскохозяйственной науки; выявление принципиально новых путей технического прогресса в области сельского хозяйства; совершенствование методов научных исследований в целях повышения теоретического уровня и эффективности исследовательских работ; изучение и обобщение достижений мировой науки и содействие наиболее полному использованию достижений науки передового опыта в колхозном и совхозном производстве.

После развала СССР 30 января 1992 года указом президента РФ была создана Российская академия сельскохозяйственных наук, насчитывающая 9 отраслевых отделений, задача была – координировать работы научно-исследовательских учреждений Россельхозакадемии, вузов и других организаций. В состав отделений входят более 200 научно-исследовательских учреждений, каждое из которых занимается своими специфическими вопросами. Это и вопросы земледелия с его агрофизикой, агрохимией, микробиологией, вопросы мелиорации, растениеводства и защиты растений, животноводства и механизации и многие другие.

Каждое учреждение создавалось в силу необходимости заниматься углубленно тем или иным вопросом. Теперь будем их сокращать, чтобы потом когда-то снова их создавать?

А в 1944 году, когда война еще не закончилась, создали Академию медицинских наук с целью координации фундаментальных исследований в области медицины. Во главе – нейрохирург Николай Нилович Бурденко. Это он, пройдя через несколько войн, будучи военным хирургом и занимаясь научными исследованиями в борьбе с тифом, туберкулезом, черной оспой, язвенными болезнями, занимаясь вопросами нейрохирургии, став главным хирургом Красной армии, получив звание генерал-полковника медицинской службы, был инициатором создания этой академии.

В трудные годы разрухи и войн страна думала о своем будущем, о науке, создавая отраслевые академии наук. И это было понятно. А для чего, во имя каких таких благих целей мы теперь объединяем совершенно разные академии? Для чего отбираем у них право самим распоряжаться средствами на научные исследования? Куда, например, потекли деньги в научном центре «Сколково»? На сторону, конечно, в карманы дельцов возле науки. Вот это и есть мечта бизнеса – прикарманить остальные научные денежки и развалить вконец науку.

Авторы проекта утверждают, что пекутся об увеличении зарплаты ученым, которая составляет в настоящее время в среднем двенадцать тысяч рублей в месяц, и при этом пятую часть научного состава хотят вывести из бюджетного финансирования. Как сообщил вице-президент РАН Валерий Козлов, «в прикладной сектор переведут сотрудников НИИ, занимающихся в настоящее время прикладными работами и работами по контрактам. Зарплата им будет выплачиваться только из внебюджетных источников, причем она будет выше, чем у работающих в фундаментально-исследовательском секторе». Козлов также отметил, что сотрудники фундаментального сектора смогут свободно переходить в прикладной, чтобы реализовать свою идею в рыночный продукт.

Так решается вопрос с коммерциализацией науки. Кто же из ученых будет заинтересован работать над фундаментальными исследованиями? Все побегут в коммерцию, если вообще решат заниматься наукой.

В годы перестройки мы разрушили тысячи заводов и фабрик, разрушили сельское хозяйство. В результате ввозим промышленные товары и продукты из-за рубежа, лишив страну самостоятельности. За годы реформ образование довели до того, что на международном конкурсе профессионального обучения наша страна из 54 участников заняла «почетное» пятьдесят четвёртое место. Вузы идут по той же тропе. Осталась последняя черта – академическая наука. Добив ее, мы добьем страну.

На митинге предложили учесть этот аспект, идя на выборы губернатора Москвы. При рассмотрении проекта закона о реформе РАН только фракция КПРФ покинула зал заседаний в знак протеста. Остальные приняли закон в первых двух чтениях. Осталась последняя черта – третье чтение.

10 сентября начнется осенняя сессия у депутатов Государственной думы. Я подумал: а может быть, провести в этот день акцию «День молчания», – во всех учебных и научных учреждениях не отвечать на телефонные звонки, отменить все намеченные мероприятия, чтобы вся страна могла прислушаться к тому, хватит ли решимости у депутатов переступить эту последнюю черту разрушения.