Отклик на статью А.Казина «Сто миллиардеров или сто миллионов русского народа» …

«Сто миллиардеров или сто миллионов русского народа» — сказано сильно. Сильно и про общество, ориентированное на государство. Только вот оно всегда неустойчиво политически. Потому слетает «голова» и рушится общество. В западных странах от смены головы ничего не зависит. А у нас ушел царь — получили столетний хаос. Устойчивость в кризисах, как преимущество демократии, было и будет основой ее привлекательности, для государственников в том числе. Другое дело, что в России это работает лишь по схеме преемника. Пока никто не может понять — для демократии это временная схема или постоянная? Не хватает практики для выводов.

История всегда поучительна, но политика на ее основе не делается. Нужна убедительная практика. Потому как живые люди к истории, как правило, равнодушны. И в основном не определились с отношением к типу власти. Одни полны коммунистическими иллюзиями, другие либеральными. Конечно, полное согласие невозможно. Нужно время, чтобы общество привыкло к схеме преемника, если она будет им окончательно признана. Страна в принципе может и должна осознать, что конкуренция за власть у нас переходит в хаос. Для этого нужно еще некоторое число разочарований в Навальных, Лимоновых, Зюгановых. Чтобы эти разочарования состоялись, и их чаша преисполнилась, оппозиция должна иметь реальную возможность выражать себя в политике.

При этом православные патриоты здесь не должны конкурировать. Мы, как христиане, можем показать преимущества своих взглядов. К этому лишь два средства — время и пример. Православные патриоты, втягиваясь в политическую тусовку, рискуют опуститься до банальностей. Оставаясь самими собой, то есть закваской, они могут изменить многих людей. Православие не может действовать в полемике. Соответственно и его патриоты — не могут. (По сути, православные патриоты повторяют судьбу «Черной сотни» в той степени, в какой власть создает преемственность.) Им остается лишь следовать власти, позиционирующей себя православной. Страдать вместе с обществом от ее ошибок, или оттого, что воспринимается обществом как ошибки власти, хотя таковыми, может быть, и не являются. Общество ведь, по определению, не может мыслить сложно, с учетом всех реальных последствий.

Нам всем хочется, чтобы быстренько «разобрались» с миллиардерами. Власть учитывает все последствия такой «разборки» и предпочитает миллиардеров использовать. Мы всех последствий не видим. Но бегство капитала и экономический спад лишь некоторые в числе таковых. В реальности это означает, что сразу же просядет бюджет. Учителя, полиция и военные не получат зарплаты, пенсионеры не получат пенсии. Больницы, школы, все и вся посыплются как домино. Как же власти сделать выбор между ста миллионами народа и ста миллиардерами? Единственно разумный ход — подтягивать уровень жизни бедных, обоснованно урезать доходы богатых, одновременно поднимая предпринимательский слой, как формирующий экономическую жизнь и доходы существенной части населения. Но всякий предприниматель стремится стать миллиардером. В этом суть предпринимательства! Вот и получается, что чуть приросла экономика, чуть прибавили в уровне жизни большинства, чуть добавили пособия для бедных и… появились новые миллиардеры. Экономика едина. Разрешить же, к примеру, предпринимательскому сословию предел доходов только в 999 миллионов 999 тысяч 999 рублей 99 копеек (то есть быть миллиардерами без одной копейки), — это не решение, а, мягко говоря, неразумный запрет.

Матрица классового противостояния богатых и бедных в принципе неприемлема для оценки политического положения в России. Несмотря, на уже ставшую генетической, силовую схему решения проблем, сила должна уступать разуму, а разум природе народа, которую в чем-то верно А.Казин определил фразой: «бизнес как таковой — то есть производство товаров с целью максимизации прибыли — не является нравственно безупречной деятельностью в рамках православной духовной традиции».

Однако, проблемы экономики и проблемы духа не решаются одновременно. У них разный темп, разные сроки и разные методы решений. Только буря может смешать небо и землю. Но кому это нужно?

Думается, что совет А.Казина Президенту опереться на православных патриотов, не будет услышан. Вспомним, что Император Николай II был отчужден от черносотенцев, преданных ему русских патриотов. Власть как всегда ищет опору в самой себе, то есть в аппарате, и нередко падает, имея при этом множество друзей, готовых ее защищать и способных это сделать.

Но обычные заблуждения власть предержащих о всесилии аппарата, в среде которого они проводят свою жизнь, отсекают живых людей от участия в решении вопросов выживания общества, устроенного по самодержавному типу. И когда аппарат по наработанной схеме разрушается (разъедается изнутри) либералами, власть остается без опоры, а преданные ей люди без защиты. История никого ничему не учит.

Основная проблема самодержавного общества иметь слой людей, на который можно опереться, так как все общество самодержавие не приемлет. Так было всегда, так есть и так будет. Но никакой слой не может быть надежным бесконечно, что прекрасно понимал самодержавный Сталин, постоянно набирая в опорный слой новых людей, после убийства «старых». Убийства в России всегда будут привлекательны, чему подтверждение широко распространенное восхищение сталинской мудростью. Однако разумным видится все же нормальная ротация слоев. Консервировать один социальный слой у власти не имеет смысла в силу неизбежного размывания его пассионарности. Следовательно, нужен всегда запасной слой общества, способный принять на себя функции опоры власти. Замена опорных слоев может происходить без смертоубийства и неоднократно, важно понимание лиц их составляющих, что они приходят на время, а не навсегда. Это предполагает внутреннюю организацию слоев общества, по сути схожую с партийной, хотя и не обязательно, так как программа у всех одна — поддержка власти. По сути, опора власти на слой предпринимателей, выраженная в олигархате, может быть заменена опорой на людей наемного труда, но не коммунистически обесовленных, а православно и державно мыслящих.

Помню, много лет назад я стал обладателем иконы Спасителя, на обороте которой была надпись о том, что она подарена в 1905 г союзом железнодорожников Уфимского депо. Икону с переездами, к сожалению, утратил. Но потом мне попадались материалы об этом объединении рабочих. Очень серьезные были люди. Квалифицированные кадры. Костяк рабочего класса. Твердо поддерживали Царя против революционеров во время беспорядков 1905 года. Скорее всего, впоследствии все были выбиты ЧК. Такова в России судьба тех, кто стоит за русскую власть. И такова же судьба власти, отделяющей себя от своей опоры в народе.