Луганские коммунисты буквально потрясли общественность, разместив в городах области в преддверии 140-летия со дня рождения Ленина 30 бигбордов с изображением Ильича и вопросом: “Ну как вам живется при капитализме?”

На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, уверены инициаторы акции.

Оксана Рыжченко, продавец в магазине хозяйственных товаров:

— Сложно живется, тяжко. Работаю неделю через неделю. Зарплата около 1500 гривен, а расходы большие, поэтому хотела бы найти вторую работу. Без выходных придется работать, а что делать? Самые крупные траты — коммунальные платежи, только за отопление плачу 200 с лишним гривен. Моей дочке скоро исполнится 18 лет, она окончила ПТУ по специальности оператор персонального компьютера. Но таких специалистов сейчас пруд пруди, поэтому, скорее всего, с наступлением тепла пойдет работать на летнюю площадку официанткой. Как-то протянем. Больше всего удручает невозможность хорошо одеваться, а мне ведь всего 36 лет. При советской власти отец работал начальником на заводе, и мы с сестрой всегда имели красивые импортные вещи. А сейчас купишь китайские джинсы и радуешься.

Алексей Шурин, электромонтер:
— С каждым годом становится все хуже и хуже. Работы мало, заказов почти нет, а пенсии не видно. Потому что зарплату получаем в конвертах. В ведомостях мы, конечно, расписываемся, но там сумма маленькая. В конверте сумма побольше, однако и ее не хватает. У меня двое детей. Сын оканчивает строительный колледж, дочь — девятый класс средней школы, собирается поступать на юридический факультет. Плата за обучение увеличилась более чем в два раза: было 2 100 гривен, теперь — 4 800. Выручает родительское хозяйство, 60 соток огорода. Вот поеду картошку сажать и до осени все выходные на огороде — то полив, то прополка, потом собрать урожай, сохранить, законсервировать. Утешает, что покупать овощи и фрукты не нужно, а ведь они дорожают постоянно. Спасение вижу только в том, чтобы уехать к родственникам в Беларусь. Там, говорят, хоть и не жирно, но стабильно.

Вадим, водитель:

— При капитализме мне живется от-вра-ти-тель-но! Несколько лет работал водителем маршрутного такси, работа тяжелая и нервная. Но меня не столько вредные пассажиры раздражали, сколько ежедневный ритуал сдачи дани “хозяину”. Есть план — каждый день сдавать 500 гривен, а где я их возьму, “хозяина” не волнует, хоть из своего кармана доплачу недостающее. Понятное дело, что работал без договора, в трудовой книжке никакой записи нет. Уволили меня после того, как не по своей вине попал в аварию. “Хозяин” потребовал, чтобы я отремонтировал машину за свой счет, а я отказался. Пытался устроиться на автопредприятие, потратил деньги на медицинское обследование, уже и приказ подписали о моем зачислении в штат. Но вдруг у них отпала необходимость в водителе, и мне просто указали на дверь без всяких объяснений и извинений. Сейчас сижу без работы. Выручают друзья — кому-то что-то перевезти нужно, то мебель, то холодильник, кого-то отвезти в другой город. Разве может нравиться тридцатилетнему здоровому парню такая жизнь? Я даже жениться не могу — боюсь, семью не смогу содержать.

Галина Кожевникова, строитель:

— Не скрою, 20 лет назад, когда капитализм только начинался, я была рада. Думала, теперь буду не на государство пахать, а только на себя. Очень скоро жизнь показала, что радость моя оказалась преждевременной. Главная проблема — нет работы. Вернее, ее нужно постоянно искать, вечно колотиться, торговаться, порой работать за сущие копейки, а чаще, особенно зимой, — неделями сидеть ни с чем. Могла ли я себе представить, что летом не смогу поехать на отдых? Что сын, чтобы оплатить учебу в институте, будет по ночам работать сторожем? Что муж, высококлассный тепловозостроитель, оставшись без работы, сопьется, уйдет из семьи и умрет от обычной простуды? Капитализм разрушил мою семью, всю мою жизнь!

Вячеслав Гусаков, журналист:

— При таком капитализме, как в Украине, живется не очень хорошо. Мне еще нет сорока, но я уже понимаю, что при отсутствии надежного пенсионного обеспечения старость меня ждет мрачная. Да и сейчас я не уверен в завтрашнем дне, не уверен, что дети получат нормальное образование, не говоря уже о жилье. Хотя, если бы было цивилизованное кредитование жилья, о квартире можно было бы не переживать. Но при том раскладе, который есть сейчас, связываться с банками — дело неподъемное и опасное. Что касается профессиональной деятельности, то часто бывает обидно по поводу неэффективности своей работы. Если раньше фраза “Я в газету напишу!” помогала решить проблему, то сейчас эффективность публикации практически сведена к нулю. Обидно и оттого, что зачастую читатель воспринимает журналистский труд как нечто корыстное, постыдное и за любой статьей ищет заказчика, лоббирование чьих-то интересов, финансовую заинтересованность, политику. Поэтому я с сожалением отмечаю: если в советские времена журналист был совестью, лидером мнений, то при капитализме этот образ весьма поблек.

* * *

Идея оригинальных бигбордов сначала была реализована коллективом газеты “Советская Луганщина”: на первой странице появился портрет Ленина и под ним вопрос: “И как вам живется без советской власти?”

С приближением ленинского юбилея вопрос поставили шире: “Ну как вам живется при капитализме?” Идея выстрелила: Луганщина забурлила. Оппоненты Компартии были неприятно поражены столь откровенной и смелой акцией коммунистов, сторонники восприняли ее с горячим одобрением.

Кроме бигбордов, в планах луганских коммунистов традиционные ленинские субботники. К примеру, в Большой Вергунке будет реконструирован памятник Ленину, высажена сиреневая аллея. Активисты намерены провести “круглые столы” с участием различных политических и общественных организаций, а также областной конкурс детского рисунка “Ленин и дети”. Как говорит член художественного жюри Валентина Москалева, рисунков так много и они настолько талантливы, что жюри придется долго совещаться, кому присудить главный приз.

Роковая Лара трейлер