На вопрос, все ли верно в родословной Владимира Ленина, пытается ответить «Советская Чувашия» в публикации «Признание Мариэтты Шагинян».

Как отмечает газета, в кинофильме «Какую Россию мы потеряли» известный режиссер Станислав Говорухин прямым текстом говорит, что Владимир Ленин — чуваш по национальности. Автор публикации в газете народный писатель Чувашии Михаил Юхма утверждает, что документы, подтверждающие слова Говорухина, он видел собственными глазами. В конце 70-х годов он познакомился с Мариэттой Шагинян — известной и очень популярной в те годы писательницей (1888-1983), автором романов-хроник о В.И. Ленине «Семья Ульяновых», «Первая Всероссийская». Как-то она подошла к нем и спросила: «Юхма, ты — чуваш. А знаешь, что Ленин — чуваш?» И сказала, что у нее есть документы, подтверждающие это.

Она показала Юхме первое издание своей книги «Семья Ульяновых», в которой рассказывает о родословии семьи Ульяновых и приводит документы Астраханского магистрата. Речь в них идет о Ульяне, которая просит записать себя в сословие мещан, так как ожидает рождения ребенка. Она была «рабыней» — так неофициально называли в Российской империи девушек, купленных разными людьми от «инородцев» — представителей нерусских народов. Ульяна была чувашкой: ее купили и привезли в Астрахань. Покупали «рабынь» русские помещики, разные чиновники, купцы: одни — для потехи, другие — для работы, третьи — для ухода за детьми. Кем была куплена Ульяна, достоверно не известно, есть только предположения. И вот она забеременела. Можно предположить, что от своего хозяина. Так как в Российской империи не было официальных «рабов», то «рабыни», если оказывались беременными, записывались по их просьбе в мещане. Их дети рождались и тоже записывались мещанами. Так у чувашки Ульяны родился сын. Назван он был Николаем Ульяниным. Он вырос и женился на крещеной калмычке, у них родился сын Илья, который впоследствии изменил свою фамилию на Ульянов.

Как отмечает автор публикации, в более поздних изданиях книги Шагинян этих документов не было. По словам самой Шагинян в изложении Юхмы, ее книга исчезла из магазинов, а потом ее пригласили в ЦК партии, где ей предложили подписать бумагу — новую версию родословия семьи Ульяновых. В противном случае, ей пригрозили не давать Ленинскую премию, не давать возможности переиздать книги миллионным тиражом и стать секретарем правления Союза писателей СССР, а также пригрозили «осложнениями в партбюро».

Шагинян объяснили, что переписали все документы, потому что «так нужно», и она подписала. Первое издание книги сохранилось у нее в единственном экземпляре. Все остальные книги были изъяты, даже из Ленинки. О том, что книга М. Шагинян как биографа семьи Ульяновых в 1938 году обсуждалась в узком кругу Президиума Союза писателей СССР, пишет и Дмитрий Волкогонов, отмечает газета. Шагинян сначала не соглашалась на обман, т.е. на фальсификацию биографии Ленина. Тогда ее обвинили в том, что будто бы она, «применяя псевдонаучные исследования о т.н. «родословной» Ленина, дает искаженные представления о национальном лице вождя…» На Президиуме ее работу оценили как «мещанскую» и «идеологически враждебную». Волкогонов подтверждает это в своей книге «Ленин» (Москва, «Новости», 1994).

Он пишет, что документы, содержащие сведения о родословии Ленина, всего 284 листа, были изъяты. О чувашском происхождении Ленина пишут и другие авторы. Как пишет газета, отец В.И. Ленина И.Н. Ульянов прекрасно владел родным чувашским языком и старался, чтобы и дети знали его. «В.И. Ленин всегда помнил заветы отца, помнил свое чувашское происхождение. С любовью и уважением относился он к чувашам, к патриарху чувашского возрождения Ивану Яковлевичу Яковлеву.

«Богатырский был дух у этого человека, — говорил он о нашем патриархе. — Пятьдесят лет тянул к свету свой народ, и в каких условиях!»», — пишет газета.