Погром львовских неонацистов на 9 мая требует более жёсткой реакции.

Восстановим краткую хронологию событий, случившихся в самопровозглашенной «культурной столице» Украины.

В начале апреля в «форпост украинскости», как называет Львов его скандально известный мэр Андрей Садовый (он «прославился» тем, что в 2008 году распорядился выплачивать из городского бюджета по 400 гривен бывшим бандеровцам из Украинской повстанческой армии), прибыли из Крыма активисты партии «Русское единство» и сообщили властям о своем намерении пройти 9 мая маршем Победы по Львову. Это желание поддержали представители ветеранских организаций, а также жители юго-восточного региона Украины.

В тот момент львовская мэрия не стала публично чинить препятствия пророссийской организации, а г-н Садовый даже заявил о «толерантности» и об «одинаковом отношении ко всем», без деления людей «на левых и правых». Однако за три дня до праздника Львовский окружной административный суд по ходатайству городских властей всё же запретил проводить 9 мая массовые акции во Львове, что вынудило крымчан и ветеранов отказаться от идеи уличного шествия и сосредоточиться на возложении цветов к могилам павших советских воинов. Одновременно члены ультранационалистических «западенских» группировок – прежде всего, объединения «Свобода» – неоднократно выражали готовность помешать «москалям» отметить в столице Галичины официальный государственный праздник Украины.

Следует знать, что 21 апреля Верховная рада Украины разрешила использовать копии Красного знамени Победы на торжественных мероприятиях 9 мая. Но за 18 дней, остававшихся до праздника, президент Украины Виктор Янукович так и не удосужился подписать этот закон, тем самым создав на ровном месте глупейшую правовую коллизию: красный флаг вроде как разрешён, однако в законе не прописан.

В итоге в День Победы во Львове случилось ровно то, что и должно было случиться. Первые беспорядки в городе начали бандеровцы, которые в количестве порядка 1000 человек попытались помешать колонне автобусов, перевозивших ветеранов, делегацию с юго-востока и представителей российского генконсульства, добраться до советского мемориала на Холме Славы.

При пассивном поведении сотрудников правоохранительных органов, практически без сопротивления прорвавшись за милицейские кордоны на территории мемориала, «свободовцы» нападали на стариков, срывали с них георгиевские ленточки, избивали их, забрасывали камнями, вырывали из рук цветы, рвали флаги и топтали памятные венки (в частности, тот, который нёс генконсул России во Львове Олег Астахов), скандировали «Коммуняку – на гилляку!» («Коммуниста – на сук!») и «Чемодан – вокзал – Россия!» Был сорван и подожжён российский флаг, поднятый было на Холме Славы. Несколько особо буйных молодчиков было задержано, но их почти тут же отпустили восвояси.

В итоге ветеранская акция была сорвана. К мемориалу удалось прорваться далеко не всем: стариков не пропускали не только нацисты, но и милиция. Разбушевавшиеся нацики при полном попустительстве органов правопорядка не позволили даже провести молебен священнику УПЦ (Московского патриархата). Всего в стычках, по данным УВД, пострадало 14 человек.

Такова фактология. А дальше начинается реакция.

Первым на инцидент откликается получивший от нациста букетом по морде мэр Львова Садовый. Львовский градоначальник обвинил в происшедшем… «российских фашистов» и, до кучи, милицию, посмевшую не помешать запрещённой акции ветеранов! В свою очередь, хулиганские действия озверелой толпы нацистов мэр трактовал как «адекватную реакцию львовян на несанкционированное развёртывание красного знамени». Это были «искренние эмоции», и поэтому у него «нет каких-то больших претензий к львовянам».

С другого фланга украинской политической палитры своё мнение высказал лидер крымских коммунистов Леонид Грач, обвинивший в случившемся лично Януковича и власть Украины, «проявивших симулирование в отношении использования красного знамени». «Это умышленно, это провокация, это пособничество в отношении неофашистов», – заявил Грач.

Не менее жёстко выступил и генеральный консул РФ во Львове Олег Астахов, заклеймивший «игрища, погром и святотатство» молодчиков и пассивность милиции.

Родное ведомство Астахова ограничилось устным комментарием своего представителя Александра Лукашевича, который на пресс-конференции указал на «грубое попрание базовых норм в области прав человека», потребовав найти виновных и «впредь исключить подобные ситуации из практики двусторонних отношений». При этом никаких официальных нот протеста со стороны российского МИДа так и не последовало.

Столь же сдержанную, мягко говоря, позицию заняла и Государственная дума России. 11 мая Государственная дума РФ принимает заявление, в котором требует от руководства Украины наказать «организаторов и участников кощунственных провокаций во Львове в соответствии с законодательством Украины» и при этом через строчку отдельно отмечает, что… события во Львове «не имеют никакого отношения к официальной политике Киева и никак не повлияют на позитивное развитие российско-украинских отношений».

При этом депутаты Госдумы словно проглотили тот факт, что Янукович вполне мог не доводить ситуацию до кризиса, поставь он свою подпись под упомянутым выше решением Верховной рады о Красном знамени. К тому же непонятно, как «не имеющая отношения к инциденту» украинская власть способна вмешаться в ситуацию теперь, «после драки». Тут уж «или трусы, или крестик». Либо верховная власть Украины действительно не имеет рычагов воздействия ни на зарвавшихся мэров, ни на местные органы правопорядка – и тогда понятно, почему львовские бандеровцы чувствуют себя хозяевами на западе Украины. Либо официальный Киев полностью контролирует ситуацию в любой точке страны, «имеет отношение» ко всему, что происходит в государстве, и способен силами правопорядка немедленно раздать всем сестрам по серьгам – в таком случае в львовском инциденте повинен именно Киев, с него и спрашивать нужно.

Судя по сегодняшним шагам Януковича, всего-навсего предложившего генпрокуратуре Украины «сформировать рабочую группу, чтобы изучить события во Львове и дать правовую оценку», Киев не имеет большого желания урезонивать разгулявшихся «западенцев», поэтому заявление Госдумы РФ, видимо, так и останется сотрясанием воздуха. Хотя на произошедшее во Львове требуется однозначно более жёсткая реакция…